История

Дом, в котором Чайковский жил с мая 1892 г. по октябрь 1893 г. В настоящее время – Государственный Дом-музей П.И.ЧайковскогоМузей П.И. Чайковского в Клину был создан в 1894 году, через год после смерти композитора. Сохранить его дом в неприкосновенности - таким, каким он оставил его в октябре 1893 года, уезжая в Петербург для первого исполнения Шестой симфонии,  -  эту задачу с успехом решил брат композитора М.И.Чайковский. Осуществить замысел ему помогли: наследник авторских прав Чайковского, его племянник В.Л. Давыдов, и А.И. Софронов, слуга композитора, который наследовал его имущество.

В результате  появился новый для того времени тип музея – музыкально-мемориальный, в котором полностью сохранена не только бытовая обстановка последних лет жизни Чайковского, но и его архив – ценнейшее музыкальное и литературное наследие, библиотека. Всё это приобрело исключительное значение для культурной жизни России. Опыту М.И. Чайковского следовали потом основатели других мемориальных домов русских писателей, художников, музыкантов.

М.И.Чайковский
Конец 1880-х – начало 1890-х г.г., Петербург
Фотография императорских театров
Днем открытия музея считается 9 декабря 1894 года – дата первой записи в книге для посетителей.  В 1897 году М.И. Чайковский и В.Л. Давыдов поселились в Клину, сделав  к дому пристройку. М.И.Чайковский сыграл исключительную роль в деле увековечения памяти великого музыканта и как создатель музея, ставшего первым в России музыкальным мемориальным музеем, и как составитель первой биографии Чайковского, и как организатор концертов в пользу «фонда Чайковского». Он не только сохранил все раритеты, оставшиеся после смерти брата, но и собрал большое количество рукописей Петра Ильича: его писем, музыкальных автографов и других уникальных материалов. Большую помощь ему оказали ближайшие друзья композитора и его ученики: Г.А. Ларош, Н.Д. Кашкин, С.И. Танеев, которые не только собирали реликвии, но и привлекали к этой работе других.

М.И.Чайковский заложил практически все направления деятельности музея, которые затем получили развитие: сохранение, собирание, научная работа и популяризация наследия композитора.

В 1916 году по завещанию М.И.Чайковского музей перешел  в ведение Московского отделения Русского музыкального общества, при условии, что он будет сохраняться и поддерживаться по примеру дома Моцарта в Зальцбурге и дома Бетховена в Бонне.

В 1918 году музею была выдана охранная грамота. Конец 1918 года ознаменован еще одним событием – в музей поступили архив и библиотека С.И.Танеева. Таким образом, было положено начало собиранию музеем архивов музыкальных деятелей.

Большое значение для развития музея имело созданное в 1920 году «Общество друзей Дома-музея П.И.Чайковского», которое внесло значительный вклад в деятельность музея и создало предпосылки для дальнейшего укрепления и развития этого памятника русской музыкальной культуры. Среди его членов было много выдающихся деятелей искусства – А.А.Брандуков, Н.С.Голованов, К.С.Станиславский, А.Б.Гольденвейзер, А.В.Нежданова, К.Н.Игумнов, О.Л.Книппер-Чехова, Л.В.Собинов, В.И.Мухина и другие. Возглавлял общество, ставившее своей целью сохранение памятного места, пополнение его фондов новыми материалами и популяризацию творчества Чайковского, композитор М.М.Ипполитов-Иванов.

В мае 1921 года хранителем музея был назначен Н.Т.Жегин, много сделавший для его сохранения, неутомимый собиратель материалов о жизни и творчестве Чайковского и современных ему музыкальных деятелей.

26 августа 1921 года Постановлением Совета Народных комиссаров РСФСР Дом-музей был объявлен государственной собственностью.

В 30-е годы начинается систематическая работа по изучению творческого наследия композитора. Издается летопись его жизни и творчества, публикуется переписка.

Музей в годы Великой Отечественной войны

Мемориальный дом после освобождения Клина от фашистов
Декабрь 1941 г.
В начале Великой Отечественной войны все основные музейные ценности были вывезены в Удмуртию в город Воткинск, где родился Чайковский и где к его юбилею был открыт еще один музей композитора. Вместе с коллекциями были эвакуированы и многие сотрудники музея во главе с главным хранителем, племянником композитора Ю.Л.Давыдовым.    Это был трагический период в истории музея. Фашисты причинили значительный ущерб мемориальному дому. Первый этаж они превратили в гараж для мотоциклов и шорную мастерскую, во втором этаже – в комнатах Чайковского и его брата – были устроены солдатские казармы.

Президиум торжественного заседания в кабинете-гостиной по случаю открытия музея15 декабря 1941 года в город вошли части Красной Армии. Дом- музей П.И.Чайковского был первым памятником культуры, освобожденным от фашистских захватчиков. 19 декабря в Клин прибыла дипломатическая миссия во главе с министром иностранных дел Великобритании Э.Иденом, послом Советского Союза в Великобритании И.М.Майским, а также более двадцати иностранных корреспондентов. Для всего мира увиденное стало демонстрацией сущности фашизма: варварства и жестокости не только к людям, но и к культурному наследию.

После освобождения Клина музей в очень короткий срок был отреставрирован и уже с 1 марта 1942 года возобновил свою музыкально-просветительскую деятельность.

Концерт, посвященный 50-летию со дня смерти П.И.Чайковского.
Поет А.В.Нежданова, у рояля – Н.С.Голованов
21 ноября 1943 г.
16 ноября 1944 года эвакуированные музейные ценности были возвращены в Клин, и 6 мая 1945 года, накануне дня рождения композитора, полностью отреставрированный мемориальный дом снова открыл двери для посетителей. Это было второе рождение музея.

Второе рождение музея

Десятилетия послевоенной истории музея – это труд нескольких поколений людей, превративших его в центр музыкальной культуры мирового значения по степени аутентичности обстановки мемориального дома, по количеству и ценности хранимых коллекций, по уровню научно-исследовательской работы и участию в фундаментальных издательских проектах. 

Сегодня  музей - это уникальный комплекс, включающий в себя не только дом с полностью сохранившейся мемориальной обстановкой, в котором жил и работал Чайковский, мемориальный парк с усадебными постройками, но и современный депозитарий, предназначенный для хранения уникальных коллекций, концертный зал, а также  близлежащие усадьбы - «Фроловское» и «Демьяново», где жил или бывал Чайковский. Усадьба «Демьяново» связана также с именами В.И. и С.И.Танеевых, Ап. Васнецова, А.Белого, К.Тимирязева и многих других выдающихся деятелей русской культуры и науки.

«Дом наследия Чайковского»: музейный корпус, включающий в себя фондохранилище и концертно-выставочное пространствоВ 2005-2006 г.г. для хранения музейного собрания был построен депозитарий - здание, которое состоит из современных хранилищ, оснащенных специализированным оборудованием, кабинетов для научных сотрудников, читального зала, реставрационной и художественной мастерских. Депозитарий образовал со старым административным корпусом, построенным еще в 1960-е годы, архитектурный ансамбль, который состоит теперь из двух частей -  концертно-выставочного пространства и фондохранилища - и переосмысливается как «Дом наследия П.И.Чайковского». Старый корпус  в процессе реконструкции получил дополнительную площадь для выставочных залов, студии звукозаписи, аудио-видео-зала, для работы с детской и юношеской аудиторией. Был реконструирован и концертный зал. На первом этаже расширилось театральное фойе, появились  помещения для музейного магазина сувениров и кафе. В этом музейном комплексе музейное собрание не  только хранится, но и предъявляется через систему экспозиций и выставок, дополняющих мемориальную экспозицию и раскрывающих творческое наследие как самого композитора, так и русской классической музыки в целом.

В это же время была разработана и концепция Международного центра П.И.Чайковского, который мыслится как полифункциональное экспозиционное и информационное пространство и имеет целью освоение территорий и зданий, расположенных за пределами мемориальной зоны музея, что открывает перспективы для его развития.

Разносторонняя деятельность Государственного Дома-музея П.И.Чайковского  еще раз убеждает в том, что современный мемориальный музей является не только памятным местом, хранилищем ценнейших коллекций, но и сложным многогранным организмом, выполняющим многие функции в культурной жизни страны: научно-исследовательского института, выставочного центра, филармонии, центра музейной педагогики  и детского творчества.

Г.И.Белонович



В начало страницы.